— Нельзя!
— Опасно!
— Не лезь!
— Ты еще маленький!
— Вот когда повзрослеешь!
— Вот когда пойдешь в садик (в школу, в институт, переедешь в свою квартиру, родишь своих детей) — нужное подчеркнуть
Раз, моргнули, и перед родителем уже стоит подросток, выше мамы — выше папы, ничего не хочет и ничего не делает.
Так где же та тонкая грань, между «еще рано» и «уже слишком поздно»?
Секрет в том, что такой важный навык, как самостоятельность, воспитывается с самого раннего возраста.
Прекрасная простота и сложность развития в том, что даже в годовалом возрасте ребенок подает различного рода сигналы о своей готовности быть самостоятельным и помогать близким. Заметить эти детские знаки и создать безопасное пространство для проб и ошибок — истинное родительское искусство.
Ребенок размазывает рукой разлитый по столу сок? А что, если этой руке предложить салфетку? Он пытается ставить кубик на кубик? А что, если после игры, предложить ему положить кубики спать в коробку? Малыш тянется к столовым приборам? А если предложить ему детским пластиковым ножом порезать банан?
Когда ребенок начинает говорить, в 2–3 года от него уже слышно: «Я сам». А что, если вместо «Дай я! Ты прольешь!», сказать: «Давай! Я рядом. Пробуй, ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью».
Некоторые родители в своей тревоге о безопасности ребенка пропускают важные сигналы. Дети хотят быть хорошими и понимают, инициатива наказуема. А дальше желание делать самостоятельно угасает, да и зачем, мама же лучше знает, быстрее справляется. Взрослые начинают применять в ход запрещенные приемы: торг, манипуляции, товарно—денежные отношения. Детско—родительские отношения от этого портятся, интерес гаснет, мотивация исчезает.
Безопасная свобода и ответственность, адекватная возрасту — это лучшая почва для роста и развития самостоятельности, которую может дать родитель. Нейропсихологи говорят о том, что вовлечение ребенка в быт семьи помогает формированию полезных навыков, прокачивает оба полушария мозга, тренирует крупную моторику и эмоционально-волевую сферу. Одна рука держит совочек, другая подметает — так формируется координация движений и глазомер. Довести уборку до конца — для этого нужно терпение и сила воли. Кроме того, формируется связка «чтобы было чисто, нужно убираться», вместо «чистоту наводит мама». Эти маленькие победы создают у ребенка позитивный опыт: «я справляюсь», «у меня получается», «я сам могу».
Если детской души прекрасные порывы поддерживать, навыки закреплять, рамку свободы расширять, с возрастом у ребенка постепенно увеличивается количество и сложность задач, он может сам себя обслуживать, помогать по дому и заботиться о близких. И тогда с удивлением уже к старшему дошкольному возрасту можно обнаружить, что малыш сам кормит собаку, одевается, умывается, готовит бутерброды, завтракает, собирается и ведет маму в садик.
Если естественный детский интерес и любознательность поддерживать, постепенно разрешать все больше и больше делать самому, поощрять инициативу и начинания, то вырастет ответственный и самостоятельный человек.
— Опасно!
— Не лезь!
— Ты еще маленький!
— Вот когда повзрослеешь!
— Вот когда пойдешь в садик (в школу, в институт, переедешь в свою квартиру, родишь своих детей) — нужное подчеркнуть
Раз, моргнули, и перед родителем уже стоит подросток, выше мамы — выше папы, ничего не хочет и ничего не делает.
Так где же та тонкая грань, между «еще рано» и «уже слишком поздно»?
Секрет в том, что такой важный навык, как самостоятельность, воспитывается с самого раннего возраста.
Прекрасная простота и сложность развития в том, что даже в годовалом возрасте ребенок подает различного рода сигналы о своей готовности быть самостоятельным и помогать близким. Заметить эти детские знаки и создать безопасное пространство для проб и ошибок — истинное родительское искусство.
Ребенок размазывает рукой разлитый по столу сок? А что, если этой руке предложить салфетку? Он пытается ставить кубик на кубик? А что, если после игры, предложить ему положить кубики спать в коробку? Малыш тянется к столовым приборам? А если предложить ему детским пластиковым ножом порезать банан?
Когда ребенок начинает говорить, в 2–3 года от него уже слышно: «Я сам». А что, если вместо «Дай я! Ты прольешь!», сказать: «Давай! Я рядом. Пробуй, ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью».
Некоторые родители в своей тревоге о безопасности ребенка пропускают важные сигналы. Дети хотят быть хорошими и понимают, инициатива наказуема. А дальше желание делать самостоятельно угасает, да и зачем, мама же лучше знает, быстрее справляется. Взрослые начинают применять в ход запрещенные приемы: торг, манипуляции, товарно—денежные отношения. Детско—родительские отношения от этого портятся, интерес гаснет, мотивация исчезает.
Безопасная свобода и ответственность, адекватная возрасту — это лучшая почва для роста и развития самостоятельности, которую может дать родитель. Нейропсихологи говорят о том, что вовлечение ребенка в быт семьи помогает формированию полезных навыков, прокачивает оба полушария мозга, тренирует крупную моторику и эмоционально-волевую сферу. Одна рука держит совочек, другая подметает — так формируется координация движений и глазомер. Довести уборку до конца — для этого нужно терпение и сила воли. Кроме того, формируется связка «чтобы было чисто, нужно убираться», вместо «чистоту наводит мама». Эти маленькие победы создают у ребенка позитивный опыт: «я справляюсь», «у меня получается», «я сам могу».
Если детской души прекрасные порывы поддерживать, навыки закреплять, рамку свободы расширять, с возрастом у ребенка постепенно увеличивается количество и сложность задач, он может сам себя обслуживать, помогать по дому и заботиться о близких. И тогда с удивлением уже к старшему дошкольному возрасту можно обнаружить, что малыш сам кормит собаку, одевается, умывается, готовит бутерброды, завтракает, собирается и ведет маму в садик.
Если естественный детский интерес и любознательность поддерживать, постепенно разрешать все больше и больше делать самому, поощрять инициативу и начинания, то вырастет ответственный и самостоятельный человек.