Статьи

Клиент-центрированная терапия

Американский психолог Карл Роджерс, работающий в рамках гуманистического направления, разработал клиент-центрированную терапию. Ее основная идея – понять самовосприятие клиента.
При прохождении клиент-центрированной терапии пациент учиться принимать себя.
При прохождении клиент-центрированной терапии человек меньше волнуется в ситуациях эмоционального стресса, менее зависим от ожиданий и ценностей окружающих. Он учится принимать и понимать самого себя.
Роджерс считает, что человек всегда действует в рамках Я-концепции. Если Я-концепция расходится с жизненным опытом могут возникнуть невротические симптомы.
Напротив, приняв себя, человек сможет реализовать свой потенциал.
Самое важное в терапии, по мнению Рождерса - доверие и безусловное принятие терапевтом клиента.
Это концепция не предполагает, что терапевт будет давать клиенту готовое решение проблемы. Человек должен самостоятельно приходить к пониманию того, что с ним происходит.
6 необходимых и достаточных условий психотерапии (в клиент-центрированной терапии):
1) Два человека находятся друг с другом в реальном психологическом контакте
2) Клиент находится в состоянии неконгруэнтности. (Неконгруэнтность означает неумение признать и эмпатически понять собственное переживание).
3) Психотерапевт конгруэнтен (по отношению к клиенту переживания терапевта соответствуют тому, что он осознанно выражает в контакте)
4) Терапевт испытывает безусловное уважительное отношение к личности клиента
5) Терапевт эмпатически воспринимает систему внутренних смыслов и переживаний клиента
6) Клиент хотя бы в минимальной степени может воспринимать безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание со стороны терапевта
Клиент-центрированный подход можно рекомендовать тем, кто ощущает не хватку понимания и участия. Он может помочь в лечении неврозов, разрешении семейных конфликтов.