Развитие любого ребёнка изначально обусловлено сочетанием врожденных параметров (т е сила, уравновешенность, подвижность нервной системы) и среды (это материальные, духовные, общественные условия). Основная же задача родителя - помочь развить необходимые для жизни слабые стороны ребёнка и создать возможность для раскрытия сильных. И вовремя. И этот вот дедлайн вызывает много вопросов и эмоциональных реакций, ведь вокруг только и слышно: «После трёх уже поздно». Часто, это чистейший маркетинг, который давит на мозоль «хочу быть самой лучшей мамой», но есть и рациональное зерно.
Классик отечественной психологии Л.С.Выготский ещё в начале ХХ века сформулировал периодизацию, в которой расшифровал закономерности психического развития ребёнка в зависимости от возраста. Так же он выделил понятие сенситивный период — это определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности. Эти периоды выделяют на основе созревания определённых участков мозга ребёнка, они ограничены по времени, а значит, пропустив этапы психического развития, когда освоение нового навыка происходит естественно и легко, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить этот пробел. В тяжелых случаях, некоторые психические функции могут так и не развиться.
На практике это выражается так: если 2-летнего ребёнка отправить на занятие по раннему чтению, то все силы и энергия, данные ему на день, уйдут на изучение букв (которые ему по возрасту изучать ещё рано, мозг не созрел), а на развитие моторики энергии уже не останется, т е сенситивный период развития не используется эффективно.
Говоря о двухлетках, важно понимать, что задачи их возраста - это познание предмета, предметно-манипулятивная деятельность, т е взять машинку и ее катать, взять куклу и ее качать. Это сенситивный период для развития речи и наглядно-действенного мышления. Поэтому, например, ограничение движения ребёнка на прогулке катанием в коляске или дома сидением в стульчике с говорящей и мигающей игрушкой, даёт ребёнку вовсе не развитие, как обещают блогеры и реклама, а совсем наоборот. В этом возрасте очень важно разговаривать с малышом, эмоционально взаимодействовать и создавать пространство для движения. Так же в 2 года у ребенка формируется чувство брезгливости и самоконтроль, а также развивается сила воли. Всё это помогает ребёнку освоить горшок.
И вдруг наступает момент, когда ребенок становится капризным, истеричным, непредсказуемым… На всё слышится: «Я сЯм!». Привет, Кризис трёхлетия! Период непростой, но необходимый. Ребенку нужно сепарироваться от мамы. Любовь, принятие и понимание нелегкости этого периода для взрослеющего малыша – помощники взрослых, которые позволяют пройти его за время от пары недель до примерно года. Я-сообщения и озвучивание чувств ребёнка помогают сохранить отношения и взаимопонимание между родителем и ребенком. Трехлетки начинают осваивать сюжетно-ролевую игру, и это, конечно, про построение отношений в реальной жизни.
Успешно пройденный кризис знакомит родителей с совершенно новым, эмоционально- уравновешенным 4-летним ребенком, который день ото дня становится всё более самостоятельным, его движения становятся целенаправленными и осмысленными. Расширяется круг доверенных взрослых, адаптация к детскому саду завершена. Четырехлетка с удовольствием играет со сверстниками, придумывает достаточно сложные сюжетно-ролевые и даже режиссерские игры, наблюдает за ползущим под ногами червяком или летящими над головой облаками, с интересом продолжает изучать цифры, начинает осваивать буквы. Это самый благоприятный для развития памяти момент, но важно соблюдать баланс, не мешая свободной игре ребёнка.
Говорить про этот возраст можно ещё очень долго – это же опорные пункты для сверки родительских приборов.